Вы здесь

Философ, писатель
07 марта 2019 - 09:58 Просмотров: 157

Бесстыдство

Валентина Матвиенко на встрече студентами МГУ: «Я крутилась, как могла. Сначала была комсомолкой, потом коммунисткой, вовремя стала демократкой. И поэтому сейчас я на том месте, которое занимаю. Крутиться надо уметь».

Сколько их, таких, сегодня в российской политике? Да почти все. Ленин называл это «политической проституцией».

Но можно и по-другому назвать - бесстыдством. Стыд подразумевает хотя бы элементарные представления о нравственности. У этих же - пустой лист, они и слова такого не понимают.

Иногда рассказываю студентам, что понятие греха пришло в Европу только с христианством. В античности греха не знали - понимали лишь, что существуют неполезные для себя поступки. Убил лань Артемиды - та преследует тебя, это страшно, неудобно, надо принести жертву, успокоить разгневанную, чтобы тебе снова стало хорошо.

Совесть, стыд есть осознание плохого, и самое страшное наказание за проступок в этом случае - внутренние терзания. Но для этого надо чувствовать «нравственный закон в себе».

Мы же явно имеем дело с новой породой людей с несформировавшейся нравственностью. Они, словно животные, могут даже испражняться публично, если за этим не последует наказание. А оно не последует, потому что те, кто выше них, такие же. А уж если за это заплатят....

Такие люди могут все, готовы на все ради малейшей выгоды. Они не только в политике - повсюду. И это основной итог двух последних десятилетий.

Вот мы, хорошие-пригожие, и живем среди испражнений недочеловеков, тонем, захлебываемся в них, и продолжаем удивляться - как они могут так говорить? Как могут так делать? Могут - им позволяют это безнравственность и бесстыдство.

Вопиющее бесстыдство - основная примета нашего времени.

И нет большего бесстыдства, чем выдавать за правду утверждение, ложность которого заведомо известна - а именно этим ежедневно и занимается наша власть.

Статьи