Вы здесь

Философ, писатель
09 ноября 2018 - 10:38 Просмотров: 59

«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»

Ровно двести лет назад родился гений русской словесности Иван Тургенев.

Ах, как хорош, как великолепен был Тургенев! Красавец, барин, просвещенный человек, либерал, эстет, ценитель женской красоты и любимец женщин.

Он мог стать магистром философии, но в Московском университете не случилось тогда профессора, чтобы принять у него экзамен, и он получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербурге. А позже стал членом-корреспондентом императорской Академии наук, почетным профессором Оксфордского и Московского университетов - все за словесность.

Он сходился и расходился со многими своими замечательными современниками - с кем-то ссорился, с кем-то дружил долгие годы. Но враг у него, по его собственному признанию, был только один - крепостное право. «Я не мог, - писал Тургенев, - дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне необходимо было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

Он выбрал превосходный способ борьбы с ним - великий и могучий русский язык, свое блестящее слово. И представил миру откровенное бытописание русской частной жизни, открывающее ее достоинства и доведенные до приличий безобразия, - спокойное, слегка грустное, немного ироничное, иногда трагичное.

Он подарил русской культуре череду архетипических образов: и тургеневских девушек; и вешние воды; и утро туманное; и как хороши, как свежи были розы; и трогающих самое черствое сердце Герасима и Муму; и дворянское гнездо; и первую любовь; и отцов и детей; и лишних людей.

Он сделал это ненавязчиво, чуть-чуть лениво, изящно, точно, совершенно.

Меткое слово ссорило Тургенева с друзьями, не позволяло надолго примыкать к гражданским движениям, отправляло в ссылку, заставляло жить на чужбине - он не боялся говорить так, как считал нужным.

И любить не боялся - не только мифологизированную Виардо, но и других прекрасных женщин, белошвеек, актрис, дворянок, хотя так и не женился. Но, возможно, и хотел: «Я бы отдал весь свой гений и все свои книги за то, чтобы где-нибудь была женщина, которую беспокоила бы мысль, опоздаю я или нет к обеду».

Он знал, как прожить спокойно: «Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем» - но вряд ли жил так сам.

Он открыл русскую литературу Европе.

Он сделал русский язык еще великолепнее - и это после Пушкина и Гоголя! И сумел не остаться в тени Достоевского и Толстого.

Он умер на чужбине, страстно любя Родину.

Он остался навечно в русской ментальности, поскольку задал идеальные образцы для многих поколений.

Он и сам был таким недостижимым образцом, лучшим, хотя и лишним человеком.

Мы в большинстве своем плохо знаем Тургенева - он стократ интереснее, чем нам рассказывали в школе.

Статьи