Вы здесь

Юрист, общественник
10 апреля 2018 - 17:25 Просмотров: 169

Беспомощные «свои»

Общался на днях с одним умным человеком. Девушкой-журналисткой. Оставлю пока в секрете ее имя. Тема общения звучит интригующе: нужно ли помогать «своим». Разговор шел о родственниках и близких людях, которые попали в беду. При этом речь шла больше не просто о помощи: дать денег взаймы, помочь с лекарствами или пустить на ночлег. Особенность вопроса заключается в том, можно ли помогать, используя свое служебное положение.

Спорили достаточно долго. А с журналистами, как известно, приятно спорить - они всю душу вытрясут и вставят новую. Однако в этот раз, слава Богу, обошлось без последствий.

Так вот, журналист всю жизнь находит проблемы других и пишет о них, привлекая внимание к беспределу, глупости, несправедливости. Ищет болевые точки и призывает власть обратить на них внимание. Это я про Лену. А тут, близкий родственник попал в беду и встал вопрос, этично ли, используя «перо» и «авторучку» привлекать внимание к «своей» проблеме?

А теперь, собственно, о самой проблеме.

Родственник Елены сидит в СИЗО. По экономическому преступлению. 800 дней сидит. Больше двух лет. Обвиняют в мошенничестве при получении кредитов в банке. Сразу оговорюсь: не знаю степень его причастности, даже не читал материалы дела - их полсотни томов. Брата зовут Александр Налимов. Он боец СОБРа, воевал в «горячих точках», награжден. Я был у него в СИЗО, беседовал с ним. Держится уверенно. СИЗО для него стал домом на эти 800 дней. Замечаний по условиям содержания и медицинскому обслуживанию нет.

А вот его история длительного заключения под стражу вызывает удивление и множество вопросов.

Больше года на стадии следствия Александр провел в СИЗО, затем был переведен под домашний арест. Там смог увидеться со своим малолетним сыном. Когда все предельные сроки нахождения под арестом прошли, его отпустили под подписку о невыезде. Отмечу, что ни под домашним арестом, ни под подпиской о невыезде, он никуда не скрывался, «в бега» не ушел.

Дальше - интереснее. Следователь передал дело прокурору, тот утвердил обвинительное заключение и направил в суд. Суд почитал дело и, увидев недостатки, вернул прокурору для устранения. После чего вновь направил дело в суд на долгое рассмотрение.

На итоговое заседание 21 июня 2017 года подсудимый пришел сам - без конвоя, так как находился под подпиской о невыезде. Прямо в зале суда его взяли под стражу, приговорив к 6 годам лишения свободы. Александр второй раз уехал в СИЗО.

Однако бывают и у судей оплошности: судья районного суда Бондарев и секретарь судебного заседания забыли подписать протокол судебного заседания. Ну дел, видимо, много - вот и забыли. По этой причине судебная коллегия по уголовным делам отменила приговор районного суда и направила дело на новое рассмотрение.

Вы, наверное, помните, что до приговора, Александр был под подпиской и сам - своими ногами - пришел из дома на судебное заседание. Однако, отменив приговор и направив дело на новое рассмотрение, судебная коллегия областного суда решила не возвращать подписку о невыезде, посчитав теперь Александра опасным. Формулировки для заключения под стражу были, впрочем, стандартны, как всегда: «может скрыться и воспрепятствовать производству по делу». То есть приговор оказался незаконен, а замена подписки на стражу законной.

Завтра, 11 апреля, в 10.00 в Октябрьском районном суде города Саратов (судья Леднева Е.Е.) будет рассматриваться очередное продление стражи Александру Налимову - теперь уже, видимо, до 1000 дней.

Интересное наблюдение: Александра защищает адвокат, который бОльшую часть жизни работал следователем и ушел в адвокатуру с руководящей позиции регионального ГСУ ГУ МВД. То есть защищает человек, знающий работу следствия изнутри. Однако даже при таких обстоятельствах выстроенная десятилетиями система заключения под стражу непробиваема.

Меня, кстати, спрашивают: а как долго человек может находиться в СИЗО без приговора? Отвечаю: предельных сроков содержания в СИЗО просто нет. В России были случаи содержания под стражей без приговора свыше трех лет!

Как думаете, если судья держит человека в СИЗО год, два или три, может ли он оправдать подсудимого или хотя бы осудить его на меньший срок лишения свободы? Вот и я так же думаю! Отправляя человека под стражу на длительные сроки, суд предопределяет его судьбу. Особенно если сам судья отправляет под стражу и сам же выносит приговор по существу дела.

Поэтому я обязательно пойду завтра на судебное заседание - послушать как работает принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе.

PS По существу разговора с журналисткой Еленой, полагаю, вы уже догадались об итогах нашего спора: мы единогласно решили, что защищать «своих» можно и нужно, если это не противоречит Закону и, главное, своей Совести.

 

Статьи